Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
Повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, изучаемая в 8 классе, является одним из самых ярких примеров раскрытия темы «маленького человека» в русской литературе. В центре произведения – образ Акакия Акакиевича Башмачкина, титулярного советника, незаметного и ничем не примечательного чиновника.
Акакий Акакиевич – это человек, существование которого сводится к переписыванию бумаг. Он не стремится к карьерному росту, не имеет друзей и увлечений. Его жизнь монотонна и лишена каких-либо ярких красок. Он настолько незначителен в глазах окружающих, что никто не замечает его, а если и замечают, то только для того, чтобы посмеяться или унизить. Гоголь показывает, как общество равнодушно и жестоко относится к таким людям, как Башмачкин.
Трагедия «маленького человека» заключается в его полной беззащитности перед лицом несправедливости и произвола. Когда старая шинель Акакия Акакиевича приходит в негодность, он впервые в жизни загорается мечтой – о новой шинели. Эта мечта становится для него смыслом жизни, источником радости и надежды. Он отказывает себе во всем, чтобы накопить нужную сумму. Но когда, наконец, шинель сшита и украдена, мир Башмачкина рушится.
Потеря шинели становится для Акакия Акакиевича настоящей катастрофой. Он обращается за помощью к «значительному лицу», но сталкивается с равнодушием и высокомерием. В результате он заболевает и умирает, не выдержав удара. Смерть Башмачкина – это не просто констатация факта, это обвинение обществу, которое довело человека до такого состояния.
Гоголь показывает, что даже самый «маленький» человек имеет право на уважение и достойное существование. Повесть «Шинель» – это не только история трагической судьбы Акакия Акакиевича, но и призыв к милосердию и состраданию, к гуманному отношению к людям, независимо от их социального статуса и положения в обществе. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, как мы относимся к тем, кто слабее и беззащитнее нас, и какую роль играет каждый из нас в формировании общества, в котором царит справедливость и сочувствие.
«Маленький человек» – это литературный тип, обозначающий персонажа низкого социального статуса, бедного, скромного, часто незаметного и страдающего от социальной несправедливости или равнодушия общества. Его жизнь наполнена рутиной и лишена значительных событий, а его мечты обычно приземлены и легко разрушаемы.
Акакий Акакиевич воплощает все черты «маленького человека»: он мелкий чиновник с мизерным жалованьем, его работа монотонна и не требует мысли, он забит, неспособен постоять за себя, замкнут и почти невидим для окружающих. Его трагедия – потеря самой обычной вещи (шинели) – становится для него катастрофой вселенского масштаба, так как это была его единственная ценность и источник радости.
Шинель для Акакия Акакиевича – это не просто предмет одежды, а символ надежды, достоинства, защиты от враждебного мира и даже источник смысла жизни. Её приобретение дает ему чувство значимости, а потеря – низвергает его в полное отчаяние, показывая, насколько хрупким и зависимым от материального является мир «маленького человека».
Через образ Башмачкина Гоголь стремится вызвать сочувствие к «маленькому человеку», показать его уязвимость перед лицом бюрократической машины и равнодушного общества. Писатель призывает к гуманности, состраданию и вниманию к тем, кто находится на нижних ступенях социальной лестницы, подчеркивая, что каждая человеческая жизнь имеет ценность.
Появление призрака символизирует запоздалое возмездие и проявление справедливости, которой Акакий был лишён при жизни. Это своеобразный бунт «маленького человека» против угнетения и безразличия, его единственная возможность заявить о себе, вернуть украденное достоинство и наказать тех, кто был виновен в его страданиях.
- Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
- Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
- Рецензия на повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
- Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
- Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Что я думал и чувствовал после прочтения повести Н.В. Гоголя «Вий»
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
- Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- Фамусов (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
- Трагедия Чацкого
- Социальное и личностное в конфликте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»