Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам»
Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Шинель» рисует образ маленького человека, чья жизнь сосредоточена вокруг скромной должности и кропотливого труда. Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, переписчик в одном из департаментов Петербурга, вызывает одновременно сочувствие и недоумение. Его ревностное отношение к «выписываемым завитушкам» становится ключевым элементом в понимании его характера и трагической судьбы.
Работа Акакия Акакиевича – это переписывание бумаг. Казалось бы, монотонный и бессмысленный труд, но для него он наполнен особым смыслом. Гоголь подчеркивает, что Акакий Акакиевич не просто механически переносит буквы на бумагу, он делает это с каким-то особым усердием и даже удовольствием. «Когда, откуда и в какое время он вышел в департамент и кто его определил, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его все видели на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же самым чиновником для письма…» Эта цитата подчеркивает его постоянство и преданность своему делу.
Автор отмечает, что Акакий Акакиевич не стремился к карьерному росту, не проявлял амбиций. Его мир ограничивался департаментом и переписыванием бумаг. «Он не думал вовсе о мундире; он думал об одном – как бы переписать поскорее данную ему бумагу». Для него «выписывание завитушек» было не просто работой, а чем-то вроде искусства. Он вкладывал в это всю свою душу, и, возможно, именно поэтому так болезненно переживал необходимость покупки новой шинели.
Ревностное отношение Акакия Акакиевича к своей работе является отражением его замкнутости и одиночества. Он не умеет общаться с людьми, не имеет друзей и увлечений. Переписывание бумаг становится для него единственным способом самовыражения, единственным делом, которое он умеет делать хорошо. В этом кроется и трагедия его существования. Когда у него отнимают шинель, символ его благополучия и комфорта, рушится весь его мир.
Таким образом, ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» – это не просто описание его трудолюбия, а глубокий психологический портрет человека, чья жизнь оказалась сведена к механическому труду, но в котором он нашел своеобразное утешение и смысл. Гоголь показывает, что даже в самой незначительной деятельности можно найти что-то важное и ценное, но при этом предостерегает от чрезмерной увлеченности материальными благами и оторванности от реальной жизни.
«Завитушки» в данном контексте – это декоративные элементы, росчерки, каллиграфические украшения или любые отступления от строгого и утилитарного копирования текста, которые иногда позволяли себе другие писцы. Для Акакия Акакиевича, чья работа заключалась в безупречном, буквальном переписывании документов, эти «завитушки» были чужеродными и ненужными вкраплениями.
Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «завитушкам» проистекает из его глубочайшей, почти религиозной преданности процессу переписывания текста. Для него каждая буква, каждое слово – это не просто знаки, а священный, неизменный образ. «Завитушки» воспринимаются им как покушение на чистоту и первозданность текста, как непозволительное и даже кощунственное вторжение личного, творческого начала в сакральный акт копирования. Это не столько зависть к чужой свободе, сколько гнев на нарушение порядка.
Это отношение раскрывает Акакия Акакиевича как человека, полностью погруженного в свой мир монотонной, но значимой для него работы. Он находит смысл и даже своего рода эстетическое наслаждение в самом процессе переписывания, в красоте ровных букв. Его ревность к «завитушкам» подчеркивает его узость мышления, неспособность выйти за рамки привычного, но в то же время и удивительную, почти фанатичную преданность своему делу, которая является чуть ли не единственным проявлением его индивидуальности.
Скорее нет, чем да. Это не подавленное творческое начало, а, наоборот, его отсутствие или, по крайней мере, специфическая форма проявления. Акакий Акакиевич не стремится сам создавать «завитушки»; он одержим совершенством копирования. Его «творчество» заключается в идеальном воспроизведении чужого, а не в привнесении своего. Ревность возникает потому, что он видит в «завитушках» не свободу самовыражения, а порчу идеального процесса. Возможно, это его единственная форма «эстетической» реакции, пусть даже негативная.
Эта деталь подчеркивает трагизм и абсурдность существования «маленького человека». «Ревностное отношение к завитушкам» показывает, насколько ничтожны и бессмысленны радости и страсти Акакия Акакиевича в глазах окружающих, но при этом они составляют всю его жизнь. Гоголь использует это, чтобы усилить контраст между внутренней, пусть и примитивной, жизнью героя и его внешним ничтожеством, подчеркивая тему унижения человеческого достоинства в бюрократическом мире и вызывая сочувствие к персонажу, чья единственная страсть – это безупречное переписывание, лишенное всякой индивидуальности.
- Тема «маленького человека» в повести «Шинель»
- Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»
- Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
- Рецензия на повесть Н.В. Гоголя «Шинель»
- Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Что я думал и чувствовал после прочтения повести Н.В. Гоголя «Вий»
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?