Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель»)
Тема «маленького человека» занимает важное место в русской литературе XIX века. Александр Сергеевич Пушкин в «Станционном смотрителе» и Николай Васильевич Гоголь в «Шинели» создают запоминающиеся образы людей, задавленных жизнью, униженных и бесправных. Оба автора с сочувствием относятся к своим героям, показывая их внутренний мир и трагедию.
В «Шинели» Гоголь представляет нам Акакия Акакиевича Башмачкина, титулярного советника, чья жизнь сводится к переписыванию бумаг. Он – «маленький человек» в самом прямом смысле: незаметный, робкий, безвольный. Акакий Акакиевич лишен каких-либо амбиций и мечтаний, кроме одной – приобрести новую шинель. Эта шинель становится для него символом надежды на лучшую жизнь, на признание и уважение со стороны окружающих. Гоголь показывает, насколько ничтожна и уязвима жизнь «маленького человека», как легко ее сломать.
В отличие от Самсона Вырина, героя «Станционного смотрителя», Акакий Акакиевич не проявляет бунта против несправедливости. Самсон Вырин, потерявший свою дочь Дуню, пытается ее вернуть, но терпит поражение. Он борется за свое счастье, хотя и безуспешно. Акакий Акакиевич же пассивно принимает свою судьбу, пока не теряет шинель. Тогда он решается обратиться за помощью к «значительному лицу», но встречает лишь равнодушие и грубость, что окончательно подрывает его здоровье и приводит к смерти.
Оба произведения демонстрируют социальную несправедливость и бесчеловечность по отношению к «маленьким людям». Пушкин и Гоголь показывают, что такие люди часто становятся жертвами обстоятельств, лишенные защиты и поддержки. Они высмеивают бюрократизм и равнодушие чиновников, подчеркивая их ответственность за трагедию «маленьких людей». «Значительное лицо» в «Шинели», пережившее потрясение после смерти Башмачкина, служит примером запоздалого осознания своей вины.
Таким образом, и Пушкин в «Станционном смотрителе», и Гоголь в «Шинели» поднимают важную проблему защиты достоинства «маленького человека». Они призывают к состраданию и милосердию, напоминая о том, что за каждой униженной и оскорбленной личностью стоит трагедия, заслуживающая внимания и понимания. Образы Самсона Вырина и Акакия Акакиевича стали символами «маленького человека» в русской литературе, напоминая нам о необходимости гуманного отношения к каждому члену общества.
«Маленький человек» — это, как правило, персонаж низкого социального положения, невысокого чина (мелкий чиновник, станционный смотритель), часто бедный, незаметный, не обладающий выдающимися качествами. Он не стремится к великим свершениям, но остро нуждается в признании его человеческого достоинства. Его жизнь часто трагична из-за равнодушия общества или несправедливости судьбы.
Оба героя занимают низкое положение на социальной лестнице, являются незаметными и униженными представителями своего времени. Их объединяет скромность, отсутствие амбиций и тот факт, что они становятся жертвами обстоятельств и равнодушия окружающего мира, что в итоге приводит к их личной трагедии и гибели (духовной или физической).
Пушкин изображает Самсона Вырина с глубоким психологизмом и искренним сочувствием, раскрывая его внутренний мир и родительскую трагедию. Он подчеркивает человечность героя, его способность к глубоким переживаниям. Гоголь же использует гротеск, гиперболу и сатиру, изображая Акакия Акакиевича, чтобы высмеять бюрократическую систему и показать абсурдность его существования, но при этом вызывает сострадание к униженному человеку. У Пушкина трагедия более личная и этическая, у Гоголя – социальная и экзистенциальная.
Оба автора, безусловно, сочувствуют своим героям, призывая читателя к гуманности и милосердию. Пушкин прямо выражает сострадание к Вырину, видя в нем жертву жизненных обстоятельств и общественного равнодушия. Отношение Гоголя к Акакию Акакиевичу более сложное: он рисует его с долей иронии и гротеска, но за этим скрывается глубокое сочувствие к его унижению и призыв к человеческому отношению («Я брат твой»).
Образ «маленького человека», созданный Пушкиным и Гоголем, стал одним из центральных и основополагающих в русской литературе XIX века. Он положил начало традиции изображения страданий и борьбы за достоинство простых, незаметных людей. Этот образ способствовал развитию гуманистических идей, социальной критики и оказал огромное влияние на последующих писателей, таких как Достоевский, Чехов и других, которые продолжили исследовать эту тему.
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Что я думал и чувствовал после прочтения повести Н.В. Гоголя «Вий»
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?