Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В комедии «Ревизор», написанной Николаем Васильевичем Гоголем, перед нами предстает целая галерея ярких и запоминающихся человеческих типов. Гоголь мастерски высмеивает пороки общества, создавая образы, которые стали нарицательными и актуальны по сей день. В пьесе представлены не просто отдельные личности, а обобщенные типы, отражающие недостатки чиновничества и человеческой природы в целом.
Главные герои комедии – это чиновники уездного города, во главе с городничим Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухановским. Городничий – типичный представитель власти, коррумпированный и лицемерный. Он заботится лишь о собственной выгоде и сохранении своего положения. Его главная цель – произвести впечатление на «ревизора», чтобы избежать разоблачения. Городничий является воплощением самодурства и злоупотребления властью. Гоголь показывает, что такие люди готовы на все, чтобы сохранить свое место, даже на подхалимство и ложь.
Другие чиновники также не отличаются высокими моральными качествами. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – каждый из них имеет свои слабости и недостатки. Земляника заботится лишь о том, чтобы его богоугодные заведения выглядели прилично для проверяющих, а о реальной помощи больным он не думает. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и не знает элементарных законов. Шпекин, в свою очередь, читает чужие письма, нарушая тайну переписки. Все они – часть системы коррупции и беззакония, царящей в городе.
Особое место в комедии занимает Иван Александрович Хлестаков, молодой чиновник из Петербурга, которого ошибочно принимают за ревизора. Хлестаков – пустой и ничтожный человек, хвастун и лжец. Он с удовольствием принимает роль важной персоны, пользуясь наивностью и страхом чиновников. Хлестаков – это тип человека, который легко поддается соблазну и готов на все, чтобы произвести впечатление. Он – зеркало, в котором отражаются пороки чиновничьего общества. Его поведение абсурдно и комично, но в то же время он обнажает истинное лицо чиновников, их страх и готовность к подхалимству.
Гоголь использует сатиру и гротеск, чтобы показать всю низость и убожество чиновничьего мира. В «Ревизоре» нет положительных героев, что подчеркивает всеобщий моральный упадок. Комедия заставляет задуматься о проблемах коррупции, злоупотребления властью и моральной деградации общества. «Ревизор» — это не просто смешная пьеса, а острое социальное обличение, которое не теряет своей актуальности и в наши дни.
Гоголь изображает не столько индивидуальные характеры с глубокой психологией, сколько обобщенные человеческие типы, представляющие собой сатирические маски или собирательные образы определенных пороков и социальных явлений. Каждый персонаж воплощает одну или несколько доминирующих черт, доведенных до абсурда.
Гоголь высмеивает такие пороки, как взяточничество, казнокрадство, чинопочитание, страх перед начальством, глупость, самодовольство, тщеславие, пустословие, сплетничество, угодничество, лицемерие и, конечно, самообман. Все эти качества показаны через призму бюрократической и провинциальной жизни.
Тип чиновника-взяточника и самодура: Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.
Тип ничтожного и пустого человека, выдающего себя за значительную персону: Хлестаков Иван Александрович.
Тип сплетников и праздношатающихся помещиков: Бобчинский и Добчинский.
Тип лицемерного доносчика и приспособленца: Земляника Артемий Филиппович, попечитель богоугодных заведений.
Тип помешанной на светскости и тщеславной провинциальной дамы: Анна Андреевна, жена городничего, и ее дочь Мария Антоновна.
Отсутствие положительного героя или морального ориентира подчеркивает тотальность и повсеместность высмеиваемых пороков. Это позволяет Гоголю показать, что коррупция, глупость и лицемерие пронизывают все слои общества, не оставляя места для добродетели. Зритель или читатель остается наедине с галереей отрицательных типов, что усиливает сатирический эффект.
Безусловно, да. Хотя обстановка и детали быта изменились, человеческие пороки, высмеянные Гоголем – алчность, лицемерие, страх, желание казаться лучше, чем ты есть, бюрократическая волокита и самодурство – остаются универсальными и вневременными. «Ревизор» до сих пор является мощной сатирой на человеческую природу и общественные недостатки, находя отклик в любой эпохе.
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Что я думал и чувствовал после прочтения повести Н.В. Гоголя «Вий»
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?