Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)
Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» – одно из самых значительных произведений русской литературы. В ней автор мастерски изображает помещичью Россию, высмеивая пороки и недостатки тогдашнего общества. Одним из ключевых эпизодов, раскрывающих эту картину, является встреча Чичикова с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой.
Чичиков, путешествуя по губернии NN, с целью приобретения «мертвых душ», случайно попадает в поместье Коробочки. Он заплутал в темноте и, не найдя другого пристанища, вынужден просить ночлега у этой странной и прижимистой вдовы. Уже с первых минут общения становится понятно, что Коробочка – типичный представитель помещичьего сословия, погруженная в мелочные заботы о хозяйстве и абсолютно лишенная широты взглядов.
Переговоры Чичикова о продаже «мертвых душ» выявляют всю абсурдность и комичность ситуации. Коробочка совершенно не понимает, зачем Чичикову нужны умершие крестьяне, и долго торгуется, боясь продешевить. Ее подозрительность и недоверие к незнакомцу, с одной стороны, понятны, но с другой – подчеркивают ее ограниченность и узость мышления. Она боится «как бы не продешевить», как будто речь идет о продаже живого скота или зерна. Она спрашивает: «А зачем они вам?», искренне не понимая сути аферы Чичикова.
Гоголь с иронией описывает ее стремление к выгоде, даже в таком странном деле, как продажа умерших. Она предлагает Чичикову вместо «мертвых душ» мед, пеньку, сало, как будто речь идет о взаимовыгодной торговле обычными товарами. Это подчеркивает ее приземленность и отсутствие каких-либо духовных интересов. Ее мир ограничен хозяйством, едой и страхом потерять хоть копейку.
Этот эпизод важен для понимания общей картины помещичьей России. Коробочка – это типичный представитель своего класса, застрявший в прошлом, живущий по устаревшим правилам и совершенно не понимающий происходящих изменений. Она жадна, подозрительна и лишена каких-либо высоких стремлений. Через образ Коробочки Гоголь показывает духовную нищету и ограниченность помещичьего сословия.
Встреча Чичикова с Коробочкой – это не просто комический эпизод, это важный элемент повествования, раскрывающий характеры персонажей и обличающий пороки общества. Этот эпизод помогает понять, почему Россия, по мнению Гоголя, нуждается в обновлении и освобождении от устаревших предрассудков и духовной спячки.
Коробочка представляет собой тип помещика-накопителя, «дубинноголовую» хозяйку, которая живет исключительно своими мелкими, узкими интересами. Она олицетворяет косность, скупость, невежество и полную оторванность от реальной жизни, символизируя застой и мертвенность провинциальной России.
Основная цель Чичикова – скупить «мертвые души» (умерших крестьян, ещё числящихся по ревизским сказкам живыми), чтобы использовать их в своей афере. Переговоры с Коробочкой крайне затруднительны из-за её необычайной подозрительности, недоверчивости и полной неспособности понять суть предложения. Чичикову приходится проявить незаурядное терпение, хитрость, а иногда и прибегать к лёгким угрозам, чтобы убедить её заключить сделку.
Этот эпизод ярко демонстрирует терпение Чичикова, его изворотливость и умение подстраиваться под собеседника. Несмотря на внутреннее раздражение и даже отчаяние от тупости Коробочки, он сохраняет внешнюю вежливость и настойчивость, шаг за шагом добиваясь своей цели. Здесь проявляется его деловая хватка, расчетливость и способность к манипуляции.
Комизм ситуации строится на контрасте между изощренной аферой Чичикова и примитивной, почти животной логикой Коробочки. Её бесконечные опасения «как бы чего не вышло», глупые вопросы, подозрения в обмане и неспособность осмыслить простую сделку создают абсурдную и уморительную картину. Смех вызывает её нелепая попытка продать мертвые души «подороже» и страх продешевить.
Фамилия «Коробочка» символизирует замкнутость, ограниченность и скованность её мира и мышления. Подобно коробке, её мир тесен и закрыт от всего нового, она сосредоточена только на своих мелочных накоплениях и бытовых заботах. Её поместье, хоть и кажется благополучным снаружи, на самом деле является «мертвым» в духовном смысле, отражая полную стагнацию и отсутствие развития, что рифмуется с идеей «мертвых душ».
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
- Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души»)
- Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»).
- Язык как материал словесности в лирическом отступлении «Птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- Я прочёл поэму «Мёртвые души» и теперь уважаю Гоголя за…
- Что я думал и чувствовал после прочтения повести Н.В. Гоголя «Вий»
- Что роднит городничего и Хлестакова? (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
- Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
- Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»
- Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов»
- Анализ стихотворения «Все кругом»
- Героизм русских солдат в повести В.Быкова «Журавлиный крик»
- Книга, заставившая меня по-новому взглянуть на мир, на самого себя (По роману И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева")